События недавнего прошлого, как ни странно, часто бывают изучены менее, чем дела давно минувших дней. История Русской Церкви XX века полна трагических и героических моментов. Это было время исповедничества и вероотступничества, гонений и торжества Православия.
Многие документы той эпохи до сих пор находятся под грифом «секретно», часть источников только-только вводится в научный оборот. Возникающие пробелы в знаниях часто пытаются восполнить на основе воспоминаний очевидцев событий, или тех, кто знал о происходившем со слов других людей. Но память человеческая, к сожалению, изменчива…

С подобного рода трудностями сталкиваемся мы и при реконструкции обстоятельств перенесении Животворящего Креста Господня из села Погост Крест в село Годеново. Изустная традиция рисует нам разные картины произошедшего, но обнаруженные в спецхране Государственного архива Ярославской области документы позволяют точно восстановить события того времени.
29 февраля 1940 года Исполком Ивановского областного совета принимает решение о расторжении договора с общиной верующих погоста «Иисусов Крест» и передачи здания церкви в распоряжение исполкома Ильинского райсовета с разрешением разобрать (ГАИО. Ф. Р-2959. Оп. 1. Д. 122. Л. 1).

Договор, о котором упоминается в решении, был заключен 29 сентября 1930 года и предполагал, в том числе, полную ответственность верующих за сохранность всего передаваемого им в пользовании церковного имущества. Регулярные инвентаризации, проводимые местной властью, гарантировали исполнение данного пункта соглашения (ГАИО. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 19. Л. 2).
Главная святыня храма – Животворящий Крест Господень – находился в храме до самого момента закрытия. Власти потому и стремились закрыть церковь, чтобы получить возможность пресечь непрекращающееся поклонение Кресту, а по возможности, и уничтожить святыню.

Ломать церковь начали в августе 1940 года. Об этом свидетельствуют показания священника церкви Иоанна Златоуста села Годеново Николая Введенского, дынные им на допросе 2 апреля 1941 года (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 133). Вероятно, власти изъяли все самое ценное, а «ненужные» на их взгляд «предметы культа» попросту выбросили на улицу. Среди них оказался и Животворящий Крест Господень. Об этом говорит в своих показаниях на судебном заседании 9 мая 1941 года священник Николай Введенский (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 283об).
Конечно, верующие не могли терпеть такого поругания святыни и решили перенести Животворящий Крест в ближайшую церковь, которой оказался храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново, где и служил священником упомянуты выше Николай Введенский.

Инициатива исходила от жителей погоста «Иисусов Крест». Об этом свидетельствует на допросе от 14 марта 1941 года монахиня Синклитикия (Смирнова), которая в ту пору была старостой храма в селе Годеново. Она прямо указывает, что «…Животворящий Крест принесли верующие из Ильинско-Хованского района Ивановской области. Принесли они этот Крест по согласованию с отцом Николаем и церковным советом, но не насовсем, а только покуда построят себе часовню» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 186).
Священник Николай Введенский в судебном заседании 9 мая 1941 года уточнил, что к нему обратилась

женщина, «…которая говорит: у нас ломают церковь и там валяется Крест, который я хочу купить» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 285об). На другой день «…человек пять несут на носилках вроде человека (…), но потом ко мне приходит опять эта женщина и говорит, что я купила Крест» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 286).
Итак, из показаний отца Николая Введенского и Синклитикии (Смирновой) очевидно, что святыня была перенесена верующими погоста для сохранения лишь на время постройки новой часовни. Безусловно, с ведома местного священника. Возникает вопрос – когда? Точную дату, к сожалению, установить не представляется возможным.

Тем не менее, можно предельно сузить хронологические рамки этого события. Выше было отмечено, что слом церкви начался в августе 1940 года, а уже в сентябре того же года Годеново с паломничеством ко Кресту посетил священник Алексий Прозоров, о чем он сообщил на допросе от 19 февраля 1941 года (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 44). Таким образом, перенесение Животворящего Креста Господня от места его явления в село Годеново состоялось в период августа-сентября 1940 года.
Перенесение святыни, конечно, обусловило приток верующих в Годеново. Опасаясь этого, по словам монахини Синклитикии (Смирновой) «…отец Николай посоветовал убрать этот Крест в укромное местечко, чтобы не было большого стечения народа» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 186). О том, что святыню поставили в темную комнату свидетельствует и священник Алексий Прозоров (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 283об).

Но, конечно же, нельзя поставлять светильник под спудом. Верующие начали притекать ко Кресту в огромном количестве. Отец Алексий Прозоров на допросе 28 декабря 1940 года показал, что «…верующие шли поклониться Кресту во время уборки урожая», чем, по мнению властей, разлагалась трудовая дисциплина. Со слов отца Николая Введенского, – продолжает Алексий Прозоров, – «…поклоняться Кресту ходит очень много верующих их других общин» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 16-17).

Монахиня Синклитикия (Смирнова) также подтверждает факт многочисленного паломничества «из других районов и областей» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 186). Конечно, особый приток людей был с места явления Животворящего Креста Господня. Николай Кузнецов, допрошенный как свидетель 10 марта 1941 года, показал, что, например, за воскресным богослужением 9 февраля 1941 года «…народу было около 100 человек, большинство из них из Ильинского района» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 154).
Безусловно, власти не могли просто так смотреть на продолжающееся поклонение Кресту. Святыню перенесли не позже сентября 1940 года, а уже зимой того де года начинается уголовное преследование, так или иначе задействованного в этом духовенства и мирян по обвинению в антисоветской деятельности.

Перенесение Креста не ставилось им в вину как главное преступление: следствие интересовали высказывания священников, их контакты и соратники. Но вопрос о Животворящем Кресте поднимался почти на каждом допросе и на судебном заседании.

Вероятно, именно поэтому отец Николай Введенский пытался в ходе следствия и, особенно, на суде минимизировать свою роль в перенесении святыни. Как видно из изложенных выше показаний священника, он пытался убедить суд, что «не советовал» женщине выкупать Крест, а о принесении святыни узнал по факту, что противоречит уже изложенным показаниям церковной старосты его же храма.
Скорее всего по этой же причине отец Николай завил на суде, что по принесении Креста «…составил акт на (н)его, с обязательством взять его временно и впоследствии передать в музей». «Но сам я ничего не знал о Кресте», – повторяет священник (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 286).

Священник Алексий Прозоров, вероятно, решил поддержать сотоварища, заявив на суде «…когда мы его [Крест] несли, Введенский видел, но не знал, что мы несли» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 283). К чести отца Алексия нужно отметить, что он не стремится снять с себя ответственности за участие в перенесении святыни. Это особенно важно, так как на первом – ночном – допросе, отец Алексий, вероятно, дрогнув под нажимом следователей, показал, что Крест приобрел сам Николай Введенский «…с целью ввести дезорганизацию труда в колхозах» (ГАЯО. Р-3698. Оп.2 С-4535. Л. 16).
Итак, Животворящий Крест Господень был перенесен верующими погоста «Иисусов Крест» в августе-сентябре 1940 года в результате закрытия Крестовоздвиженской церкви властями и появившейся угрозы уничтожения святыни.

Перенос инициировала женщина-прихожанка общины верующих погоста. Крестоносцев было около пяти человек. Среди них оказался священник Алексий Прозоров. Крест планировали перенести на время, до тех пор, пока на месте его явления не построят часовню для поставления в ней святыни.
Животворящий Крест был поставлен священником церкви Иоанна Златоуста села Годеново Николаем Введенским в некой темной комнате, чтобы избежать притока верующих, желающих поклониться святыне. Этого, конечно же, избежать не удалось. В Годеново прибывали люди из общин разных областей, но большинство составляли жители Ильинско-Хованского района – прихожане закрытой в погосте «Иисусов Крест» церкви.