Здесь на Сахотском болоте 11 июня 1423 года явился Животворящий Крест Господень.
11 июня 1423 года на Сахотском болоте пастухам явился стоящий на воздухе Животворящий Крест Господень, от которого было дано обетование: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолитися, будут многая исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы». Перед образом распятия Господня стоял «…чудотворец великий Николай со святым Евангелием».
Решение о строительстве храма было принято немедленно, но зодчие усомнились в возможности возведения церкви на болоте и решили воздвигнуть ее на сухом месте чуть поодаль. Но Господь не позволил нарушить Свою волю: заложенные венцы будущей церкви были чудесным образом перенесены на место явления Креста, от которого было повторное повеление: «На сем месте поставите церковь Мою. И будет благодать велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися; и будут многа исцеления». В ту же ночь через болото прошел водный поток, «…и бысть река велика и явися суша».

Возведению храма более ничего не мешало. Вновь построенную церковь, стоящую точно на месте явления святыни, прибыл освящать сам Ростовский Владыко, что для того времени было делом неслыханным. Животворящий Крест был с честью поставлен одесную (справа) царских врат. Вокруг храма возникает Никольский погост, на месте которого ныне и находится наш монастырь.
Первый храм простоял до XVI века, когда случился пожар. Крест не дал себя вынести из огня, сделавшись недвижимым. Церковь сгорела дотла, но на следующий день на пепелище святыня была обнаружена совершенно невредимой. Новую Никольскую церковь воздвигли немедля. При ее освящении случились многие чудеса. Животворящий Крест вновь был установлен одесную царских врат, а икона святителя Николая – ошуюю.

Во второй половине XVIII – первой трети XIX века на месте обветшавших деревянных построек был воздвигнут каменный храмовый комплекс, включавший в себя Крестовоздвиженскую церковь с приделом святителя Николая Чудотворца (1776) и пристроенные к нему теплую Покровскую церковь (1832) и колокольню (1811). В начале XIX века даже была мысль основать на месте явления Животворящего Креста монастырь. Напоминанием об этом служит единственная сохранившаяся до нас с тех времен постройка – братский корпус обители.

Животворящий Крест Господень. Фото нач. XX века.

Никольский Погост. Фото нач. XX века.
В 1911-1916 годы на средства заштатного диакона Никольского погоста Алексия Виноградова на месте, где в XV веке зодчие хотели первоначально возвести церковь, малодушно усомнившись в возможности строительства храма по слову Божию на болоте, была воздвигнута часовня. Соорудить таковую Ростовский архиерей благословил еще в 1423 году, но к началу XX века от нее не осталось и следа.

Пятьсот лет в Никольский погост, что у Иисусова Креста (так официально называлось место явления святыни) шли тысячи паломников со всей России. Чудеса, являемые Господом по их молитвам на святом месте, тщательно записывались в особую книгу. Часть из них составили приложение к Сказанию о явлении Животворящего Креста Господня. Приход храма составлял около трех тысяч человек, погост значительно разросся. Но пришли богоборческие времена…
В 1918 году храм и все церковное имущество, к которому был отнесен и Животворящий Крест Господень, были объявлены народным достоянием. Впрочем, община верующих получила возможность аренды церкви для проведения богослужений на стандартных для того времени условиях.

Советская власть, взявшая курс на борьбу с Церковью не оставляла Никольский погост в покое. Не прошла для него даром кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года, а в 1925 году все имущество храма и его главная святыня были поставлены на учет в Ростовский государственный музей. Богоборцам очень не нравилось продолжающееся поклонение верующих Животворящему Кресту Господню. Поэтому был взят курс на закрытие храма. В первую очередь оказывалось давление на священнослужителей. В 1928 году был арестован отец Иоанн Добротин (погиб в лагерях в 1931 году).

Руины храма и колокольни

Постановление о закрытии храма от 29.02.1940 г.
В 1929 году, с образованием Ивановской Промышленной области, Никольский погост, который все чаще именуется в документах как погост «Иисусов Крест», был выведен из состава Ростовского района и включен в Ильинско-Хованский район ИПО. Это позволило общине верующих, которая хотя и сократилась до полутора тысяч, но отличалась особой ревностью по Бозе, заключить с властями новый договор.

В 1930-е годы верующие Никольского погоста являли собой пример стойкости веры и апологии Православия. Не страшась репрессий, они не боялись именовать себя христианами (сохранились многочисленные списки, составляемые властями), организовывали многочисленные и массовые крестные ходы, продолжали поддерживать здание храма в исправном состоянии. Если по тем или иным причинам приход лишался священника (их сменилось за это время несколько), то община добивалась от властей разрешения подыскать нового. Причем все они были «тихоновского» (канонического) толка. Исключение составил лишь один иерей-обновленец, которые прослужил на приходе всего несколько месяцев.
В 1937 году были арестованы священник и регент. С этого момента советская власть начинает беспрецедентный нажим на верующих с одной единственной целью – закрыть храм и прекратить поклонение святыни. Богоборцы идут на откровенный подлог: специальная комиссия признает здание церкви аварийным и запрещает проводить в нем какие-либо богослужения. Сроки для устранения выявленных «недостатков» были установлены заведомо невыполнимыми. В 1938 году были сняты колокола.

Верующие боролись изо всех сил. Они даже дважды писали в высший орган власти СССР – ВЦИК, лично его председателю М.И.Калинину. Местные власти, желая «подстраховаться», инициировала собрания членов окрестных колхозов, на которых были приняты решения ходатайствовать о закрытии церкви. Центральная власть переложила ответственность в решении вопроса на Ивановский областной совет, который своим решением от 29 февраля 1940 года постановил расторгнуть договор с религиозной общиной верующих, храм, «…как молитвенное здание ликвидировать и передать Ильинскому райсовету» с разрешением разобрать.

Протокол допроса монахини Синклитикии (Смирновой) — старосты храма в Годеново — о перенесении Креста

Священник Николай Введенский (фото из следственного дела).
Попытки слома церкви начали предприниматься немедленно. Появилась реальная угроза уничтожения Животворящего Креста Господня. И тогда верующие Никольского погоста решают перенести святыню в ближайший неразоренный храм, чтобы сохранить здесь Крест на время, пока не возведут часовню на месте его явления, куда можно будет вновь поставить святыню без риска для ее сохранности. Так Животворящий Крест оказался в церкви святителя Иоанна Златоуста села Годеново, где находится и поныне. Сохранились документальные данные о том, что к перенесенной святыне сразу же потянулись люди, большую часть из них составляли прихожане разоренного Никольского погоста. Но были и жители окрестных деревень.

Советская власть не могла смириться с продолжившимся поклонением Животворящему Кресту. Священник церкви святителя Иоанна Златоуста села Годеново Николай Введенский, священник Алексей Прозоров, участвовавший в перенесении Креста, и еще несколько человек были арестованы (а позже осуждены) за антисоветскую пропаганду. Именно из материалов следственного дела и стенограммы судебного заседания известны подробности перемещения святыни, а также в планах верующих Никольского погоста лишь временно расстаться с Животворящим Крестом. Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила этим планам осуществиться.
В дальнейшем на святом месте располагался детский дом. Надо отдать должное одному из его директоров – Борису Викторовичу Беляевскому, который, по воспоминаниям одной из воспитанниц учреждения – Алевтины Ивановны Бабариной (Кузнецовой) – относился к закрытому храму и его убранству с должным почтением, чему научил и детей. В начале 1960-х годов, уже после того как детский дом был переведен в другое место, здание церкви начали разбирать для хозяйственных нужд. К середине 1970-х годов остались лишь нижние ярусы колокольни и руины северного придела.

В 1998 году игумен Борис (Храмцов) (1955-2001) основал на месте явления Животворящего Креста монашескую общину, положив конец мерзости запустения. В 2000 году началось восстановление храма, а уже в 2004 году архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров) освятил Крестовоздвиженский храм с приделами святителя Николая Чудотворца и святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Б.В.Беляевский с воспитанницами (фото 1950-х гг.).

В 2011 году был образован мужской монастырь Животворящего Креста Господня.
В 2011 году был образован мужской монастырь Животворящего Креста Господня, а в 2012 году митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф освятил Покровский придел храмового комплекса обители. Монастырь продолжает развивать свою инфраструктуру: полностью восстановлен братский корпус, выстроена паломническая трапеза и мини-гостиница, создан духовно-просветительский центр.

Но главное, на святом месте совершается непрестанная молитва, сюда вновь приезжают тысячи паломников со всего православного мира, а Господь являет новые чудеса, сведения о которых, как и сотни лет до этого, заносятся в особую памятную книгу обители.